Клуб Почемучек. Перейти на главную страницу
8-495-543-5417, 8-499-619-2956
Курсы

Клуб Почемучек рад предложить Вашим малышам занятия

Занятия для детей от 1 до 7 лет

Занятия с психологом для детей

Логопедические занятия



  Вернуться в раздел "Статьи"

Первые игрушки


Детство — это замечательное время, которое взрослые вспоминают как время любимых игр и игрушек. Да, все без исключения дети любят игрушки. Современная торговая сеть предлагает широкий выбор игрушек. Серьёзный вопрос о выборе полезной игрушки стоит перед родителями детей раннего возраста, ведь игрушка в этот период должна не просто понравиться ребенку, но и положительно повлиять на его развитие.

Какой должна быть первая игрушка? Как научить ребенка играть? Какие требования предъявляются к качеству игрушки? Эти вопросы мы рассмотрим в нашей статье. Прежде всего, поговорим об особенностях выбора игрушек для малышей от рождения до 2 лет.

Если рассматривать проблему выбора игрушки с точки зрения детской физиологии, то следует обратить внимание на следующие особенности развития младенца.

Исследования показывают, что уже на 6 месяце внутриутробной жизни у ребенка развивается слух. Поэтому с рождения важно играть с ребенком в игрушки с различным музыкальным звучанием. Например, Вы можете отбивать ритм погремушкой; сравнивать звучание бубна и колокольчика; отгадывать голоса животных и подражать им. Музыкальные игрушки способствуют развитию восприятия и умения различать звуки.

Другие исследования обнаружили, что первые два месяца жизни ребенка привлекают белый и красный тона, а также блестящие поверхности. Можно обращать особое внимание ребенка на игрушки соответствующих тонов, при этом не ограничивая его выбор только такими игрушками. Интересной первой игрушкой может стать музыкальный мобиль с блестящей поверхностью, подвешенный над кроваткой ребенка. Некоторые родители думают, что движение мобиля может перегрузить несовершенное зрение малыша, но особенность зрения младенца такова, что глаз ребенка фиксирует только один предмет, находящийся прямо перед ним. Поэтому перемещение игрушек перед глазами не вызывает сильное напряжение глаз, а наоборот, способствует развитию навыка фиксации и удержания взгляда на предмете в движении, а также обогащает представления об окружающем мире. Так как ребенок рождается дальнозорким, игрушки должны быть подвешены на расстояние не менее 50 — 70 см. от груди ребенка.

К 6 месяцам зрение формируется, ребенок способен видеть объемно, оба глаза начинают работать сообща, ребенок может следить за предметом двумя глазами. В этот период важно развивать зрительное восприятие. Например, тренировать прослеживание взгляда за предметом можно, если медленно проводить перед глазами ребенка игрушку. Психологи рекомендуют приобретать игрушки разного цвета, это позволит расширить представления о цвете.

С полугода жизни формируется важнейший для дальнейшего развития навык хватания. Вкладывая в руку ребенка игрушки разной формы, вы создаете условия для дифференциации хватательных движений. Так, например, мячик ребенок будет хватать широко раскрытой и слегка согнутой в виде дуги кистью, а веревочку двумя или тремя пальчиками. Пора начинать учить ребенка играть в игрушки. Многие родители удивляются, когда узнают, что малышу недостаточно просто увидеть игрушку, чтобы начать играть с нею. Да, детей нужно учить играть. Для этого взрослому необходимо постепенно показать ребенку все возможные действия с игрушкой и эмоционально на них реагировать, всем своим видом показывая, что игра приносит радость. Например, резинового зайчика можно кормить, купать, укладывать спать, прятать, показывать как он прыгает и танцует, петь с ним песенки. Играя с малышом, вы значительно обогатите его представления о мире предметов и действий с ними.

С развитием хватательных движений открывается возможность для обогащения сенсорных ощущений ребенка. Важно, чтобы на этом этапе развития у малыша была возможность действовать с игрушками сделанными из разного материала. Вы можете знакомить ребенка с созданием построек из деревянного строительного набора; купать резиновые игрушки; кормить, катать в коляске, укладывать спать плюшевого мишку; играть в музыкантов с пластмассовыми погремушками и детскими музыкальными инструментами.

Начиная с первого года жизни необходимо заниматься развитием мелкой моторики пальцев рук. В этот период можно предлагать ребенку разные виды шнуровок, игрушки с липучками и молниями, игрушки вкладыши. Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, поэтому создавая условия для тренировки пальцев руки, вы создаете условия для успешного речевого развития.

Когда Ваш малыш достигнет возраста 1 — 1,5 лет, набор игрушек можно пополнить крупной пирамидкой из 5 — 7 колец. Эта игрушка способствует умственному развитию ребенка, развивает мелкую моторику, обогащает представления о цвете, размере , а также дает представления о понятиях «часть» и «целое».

Примерно с начала второго года жизни можно знакомить малыша с наборами игрушек отражающих бытовые предметы (посудка, строительные инструменты, кукольная мебель и т. д.). В совместных играх вы можете показывать ребенку функциональное назначение того или иного предмета и учить пользоваться им. Например, достав и назвав отвертку из детского набора строительных инструментов, вы можете показать ее в действии, отвертев болты от планки, приложенные в том же наборе. Поощряйте самостоятельные действия малыша, хвалите его старания освоить предмет. Постепенно, с помощью подобных наборов ребенок приобретет бытовые представления, у него сформируются игровые навыки, зародятся элементы сюжетной игры, появление которой имеет очень важное значение для психического и личностного развития ребенка.

Каждый родитель хочет радовать своего малыша все новыми и новыми игрушками, но важно помнить, что слишком большое количество игрушек может привести к перенасыщенности, что, в свою очередь, в более старшем возрасте может стать причиной низкой познавательной активности. Если же в вашем доме уже скопилось большое количество игрушек, с которыми малыш не играет, и вы не знаете, что с ними делать, то следующая рекомендация вам очень пригодится. В подобных ситуациях психологи советуют собрать все надоевшие ребенку игрушки в коробку и… нет — нет не выбросить, а отложить на 3 — 4 месяца. По истечении этого срока доставайте по одной игрушке время от времени. Ребенок до 1,5 лет воспримет её как новую и интерес к ней продержится ещё некоторое время. Малыш 2 лет может вспомнить игрушку и новая встреча с ней вызовет массу положительных эмоций.

Закончить разговор о выборе первых игрушек можно перечислением основных рекомендаций к выбору игрушек для детей раннего возраста:
  1. Игрушка должна быть многофункциональной, не просто развлекающей, но и развивающей. Многофункциональность игрушки заключается в возможности использовать её и действовать с ней по-разному. Например, пирамидку можно не только собирать, из её колец можно выкладывать дорожки от маленького к большому кольцу и прыгать вдоль них, можно делать бусы — собирать кольца на веревочку, можно научить ребенка катать кольца.
  2. Размер игрушки должен быть достаточно крупным, чтобы ребенок не проглотил её во время игры, но не превышать половины роста ребенка, чтобы не вызвать неудобства при игре и чувство страха.
  3. Хорошо если пластмассовая игрушка цельноокрашена и краска не стирается спиртовым тампоном.
  4. В составе материала не должен присутствовать вызывающий аллергию поливенилхлорид (ПВХ или в английской версии PVC).
  5. Не рекомендуется покупать игрушки с длинным ворсом, так как в нем собирается много пыли, что может вызвать аллергическую реакцию.
  6. Желательно, чтобы материал, из которого сделана игрушка позволял мыть или стирать её время от времени.
  7. Отрицательно влияют на личностное и психическое развитие игрушки несущие и вызывающие агрессию (различного вида монстры, драконы, чудовища). Такие игрушки не рекомендуется покупать в раннем возрасте.
  8. Игрушка должна быть безопасной в самостоятельной игре ребенка (отсутствие острых граней, о которые ребенок может порезаться; длинных веревочек, в которых может запутаться; мелких деталей, которые может проглотить).
  9. Важным моментом является соответствие игрушки натуральным представлениям, так как представления об окружающем мире формируются через игрушки. Например, если вы приобрели мягкого зеленого жирафа, у ребенка может сложиться впечатление, а затем и представление, что жирафы бывают зелеными.

Учёт приведенных выше особенностей развития детей раннего возраста и рекомендаций к выбору игрушек поможет Вам, дорогие родители, приобрести полезные игрушки и с их помощью своевременно поддерживать и активизировать потенциал психического и личностного развития Вашего малыша.


Казакова Людмила,
педагог-психолог,
Образовательный Центр
психологии и развития детей
«Клуб Почемучек».



 
Знаете ли вы?

Что любимые детьми виды деятельности: рисование, танцы и движения можно использовать в целях снятия тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоциональности и общительности.

Что у всех детей от рождения разный темперамент. И поэтому, если Ваш малыш медлителен, то ни в коем случае не заставляйте его выполнять задание быстро. Ваш напор сформирует у ребенка стойкое отрицательное отношение к занятиям.

Дети любят ритуалы: все должно происходить так, а не иначе. И если Вы забудете рассказать сказку на ночь или поправить одеяло, ребенок будет недоволен. Определенная последовательность событий дает ребенку спокойствие и уверенность.



Интерьеры Клуба Почемучек



Copyright © Детский развивающий центр "Клуб Почемучек" 2004-2017
pochemuchki@mail.ru
 


8-495-543-5417 ежедневно,
8-499-619-2956 ежедневно


Мы в соцсетях: